Фармацевтические компании практически сводят на «нет» развитие новых антимикробных препаратов в связи с неопределённостью в отношении экономической целесообразности их создания (а, проще говоря, прибыли). Однако, если вернуться в историю антибиотиков, то окажется, что в большинстве случаев они продавались очень даже неплохо, принося хороший доход компании.
При наличии потребностей общества антимикробные средства, активные в отношении полирезистентных штаммов микроорганизмов и направленные на предупреждение повсеместно широкого распространения этих проблемных патогенов, быстро занимают определённую нишу фармацевтического рынка, а ежегодные продажи в мире достигали до 500 млн. долларов США и даже больше. Не единичны случаи, когда антибиотики cтановились настоящими лидерами фармрынка (блокбастерами) продажи превышали 1 млрд. долларов США каждый год до истечения 10 лет с момента выхода препарата на рынок. Эти данные представлены экспертами Европейского центра по профилактике и контролю за заболеваниями (European Centre for Disease Prevention and Control) в декабрьском выпуске журнала Journal of Antimicrobial Chemotherapy за 2013 г.
Самыми наглядными примерами антибиотиков, которые оказались очень прибыльными для компаний-производителей, являются следующие препараты:
- В 1985 г. начались мировые продажи первого карбапенемного антибиотика имипенема/циластатина (Тиенама), разработка и вывод которого на рынок были обусловлены необходимостью борьбы с распространяющимися в то время резистентными штаммами микроорганизмов. 11 лет спустя был одобрен второй карбапенем меропенем (Меронем). Оба препарата успешно продаются и сегодня.
- Пиперациллин/тазобактам на рынке с 1993 г.
- Первый оксазолидинон линезолид на рынке с 2000 г.
- Первый липопептид даптомицин одобрен в 2003 г.
Может быть, единственным препаратом, ежегодные продажи которого не достигли 500 млн. долларов США, является первый глицилциклин тигециклин, зарегистрированный в 2005 г.
Данные наблюдения являются вескими аргументами против весьма распространённой точки зрения о том, что разработка новых антимикробных препаратов является невыгодной для фармацевтических компаний по сравнению с, например, препаратами для лечения хронических заболеваний.
Antibiotic Development May Not Be Bad Business for Drugmakers
J Antimicrob Chemother 2013
8604
новые антибиотики, разработка, фармацевтический рынок, продажи |